"Сегодня знаменательная веха в истории Geely”, – заявил Ли на пресс-конференции, посвященной покупке Volvo. Правда, сразу поспешил добавить, что шведская компания остается независимым автопроизводителем с собственным менеджментом. Все равно для Ли это огромный прорыв, особенно если сопоставить размеры компаний – в 2009 году оборот Geely составлял всего 16% от общего оборота Volvo, а численность персонала была вдвое меньше.
Китайскому "Генри Форду" 47 лет, Ли Шуфу родом из из южной провинции Чженцзян, которая имеет репутацию родины самых успешных бизнесменов, и по образованию он инженер-механик. Путь к богатству у Ли Шуфу больше похож на творческий путь любого российского "миллиардера из кооператива”. Первые деньги он получил, купив на стипендию фотокамеру и организовав фотостудию в своей деревне. Полученные деньги он направил на переработку бытовых приборов и извлечение из них крупиц драгметаллов, а затем занялся холодильными установками. В автобизнесе Ли всего-то лет пятнадцать, и сначала он занимался мотоциклами, сделав из чахлого государственного заводика самый известный на местном рынке бренд. Лишь затем пришло время автомобилей, и сейчас Geely – крупнейший китайский частный автопроизводитель с продажами около 400 000 автомобилей в год.
Как Генри Форд, Ли Шуфу сделал состояние на массовом сегменте авторынка, прославившись в Китае моделями Free Cruiser и Geely Kingkong, которые расходились как газетные таблоиды по цене не более 40 000 юаней (примерно 5860 долларов). Это особенно забавно, если учесть, что флагман нового приобретения Ли – Volvo XC 90 – продается в Китае по 205 000 долларов.
Акции Geely, торгующиеся на Гонконгской бирже, с 2006 года подорожали в 12 раз, при этом только в прошлом году это был шестикратный рост, вызванный слухами о покупке Volvo, ростом местного авторынка и инвестициями инвестбанка Goldman Sachs.
Если раньше Ли не занимался политикой, то теперь он активный участник общественных организаций, создаваемых под патронажем компартии Китая. У него появилось политическое лобби, что выразилось, например, в быстром положительном решении по покупке Volvo (в Китае все приобретения китайских бизнесменов за рубежом должны быть одобрены партией), при том что несколькими неделями ранее другой китайский автопроизводитель – Tengzhong – не смог получить разрешения на приобретение Hummer.
Покупка шведской компании за 1,8 млрд долларов кажется очень выгодной сделкой, даже если производство в основном останется в Европе. Зато китайцы получают доступ к технологиям и инжинирингу. Не стоит забывать также, что в 1999 году Ford покупал Volvo за 6,5 млрд долларов.
Volvo же получает привилегированный доступ на крупнейший авторынок в мире. Не исключено, что Volvo китайской сборки в ближайшем будущем станет главным автомобилем для китайской номенклатуры, во всяком случае у китайского Audi А6 появится серьезный конкурент. На заводе в Пекине планируется ежегодно производить до 330 тысяч автомобилей Volvo. Как знать, может, с помощью Volvo Ли Шуфу наладит производство своей Tin Lizzy.