Мы намеренно не написали в заголовке слово "пошлины", поскольку законодатели решили слукавить и назвать этот вид налога другим словом. Глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терёхин (БЮТ) зарегистрировал законопроект №3379 "О внесении изменений в закон "О таможенном тарифе" с целью улучшения состояния платёжного баланса Украины в условиях мирового финансового кризиса". Документ вводит "временную целевую надбавку к действующим импортным тарифам в консервативном размере 12%" на ряд групп потребительских товаров. Такая инициатива прогнозировалась и впору готовится к 22%-ой пошлине на импортные авто. На сей раз речь идет не просто о фантазии депутата, а о консолидированном мнении властей. Таможенные пошлины предложено повысить на ряд товаров из тех групп УКТВЭД, в которых был зафиксирован наибольший рост импорта за январь-октябрь 2008 года: мясо и мясопродукты (группа 2), жиры и масла животного и растительного происхождения (15), продукты питания из мяса, рыбы, моллюсков, ракообразных (16), алкогольные и безалкогольные напитки (22; ставки будут повышены только на импорт вермутов и этилового спирта), ковры (57), трикотажная ткань, одежда и головные уборы (61-65), автомобили (87). Повышение импортных пошлин на 12 % должно позволить увеличить в 2009 году доходы бюджета на 1,27 млрд грн (в ценах и по курсу – 5,7888 грн/долл – на 1 ноября), а "при прогнозном поведении валютного курса" – на 1,665 млрд грн. Господин Терёхин рассказал, что эти ограничения планируется ввести на шесть месяцев с возможным продлением на такой же срок. "Это будет зависеть исключительно от состояния платёжного баланса",– объяснил он. По его словам, ко второму чтению в законопроект может быть включено увеличение ещё и экспортных пошлин: "Мы ещё не решили, что делать с углём и металлопрокатом". Господин Терёхин уточнил, что его законопроект уже направлен в секретариат ВТО в Женеве. "Я сегодня (18 ноября) направил его туда, и ответ должен прийти через два-три дня,– рассказал он.– Но если вы видели пояснительную записку, то очевидно, что неожиданностей ждать не надо – все наши инициативы соответствуют нормам ВТО". Эту инициативу поддерживает Секретариат президента (СП). По словам первого заместителя главы СП Александра Шлапака, изначально планировалось вернуть ставки по товарам групп 1-24 УКТВЭД на уровень 1 января 2008 года. "Но по некоторым товарам ставка превышала 100%, а это уже явно заградительная мера,– отметил он.– Новые ставки должны сохранить конкуренцию между товарами отечественного и импортного производства. Поэтому мы пришли к выводу, что оптимальным решением станет повышение ставок на 10-12%". В числе таких товаров в СП называли продукты питания и автомобили. Впрочем, первый заместитель министра экономики Анатолий Максюта незнаком с инициативами по повышению пошлин. Документ поддерживают и в парламенте. "Это очень своевременный законопроект, и мы, безусловно, будем его поддерживать,– заявил заместитель главы фракции Партии регионов Анатолий Кинах.– Единственное, мы будем настаивать на том, чтобы для защиты потребителей были приняты меры по увеличению финансирования программ поддержки животноводства и автопромышленного комплекса". "Мы готовы поддержать изменение ставок для продуктов питания, но планируем консультации относительно новых ставок для импорта одежды и автомобилей. Это явно лоббистские шаги",– считает народный депутат Ксения Ляпина ("Наша Украина – Народная самооборона"). Таким образом, имея такое широкое одобрение в различных ветвях власти, законопроект Терехина имеет все шансы быть принятым. Это означает, что суммарная нагрузка (по статье пошлины) на импортные автомобили достигнет 22%. О готовности поддерживать этот шаг заявил и народный депутат Партии Регионов Дмитрий Святаш. 19 ноября в Верховной Раде закончил свое заседание Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором было решено рекомендовать парламенту принять закон, увеличивающий ввозную пошлину на 12% – до 22% от стоимости. Данный пункт внесен в законопроект комитета по преодолению платежного кризиса. В противном случае, уверен парламентарий, автомобильная отрасль в стране будет уничтожена. Д. Святаш также выразил уверенность, что законопроект Комитета будет принят, и уже в этом году ввозная пошлина составит 22%. Если же и эта мера не будет эффективной, то будет поставлен вопрос о квотировании импорта автомобилей. Народный депутат подчеркнул: в Украине производится достаточно автомобилей европейского уровня: в частности, в нашей стране собираются и Mercedes-Benz, и Skoda, и автомобили других известных брендов, которые не позволяют производить под своей маркой низкокачественную продукцию.
|